Наступление июля в этом году ознаменовалось пятью важными для автомобилистов изменениями. Первое касается дальнобойщиков: тариф системы «Платон» проиндексировали. Теперь километр пробега по федеральной трассе для грузовика полной массой больше 12 тонн стоит 2 рубля 4 копейки вместо 1 рубля 90 копеек.
Это только первый этап. Второй состоится с 1 февраля, зимой к ставке накинут еще 16 копеек, доведя ее до 2 рублей 20 копеек. Таким образом, за 2019-2020 годы сбор вырастет на 15%. Предварительно, в феврале 2021-го стоимость километра увеличится еще на 15 копеек. По первоначальному плану тариф должен был уже в текущем году достигнуть 3,73 рубля за километр, так что подорожание «Платона» идет более медленными темпами, чем предполагалось. Что, впрочем, не отменяет роста цен на грузоперевозки и, как следствие, подорожания всех товаров.
Еще один фактор, влияющий на конечную цену любого продукта, – цена топлива. С окончанием июня прекратили действовать договоренности властей с нефтяными компаниями о заморозке цен на АЗС. Нас уверяют, что поводов для паники нет. Во взаимоотношения с производителями горючего внедрили так называемый демпфирующий механизм, призванный защитить автомобилистов от пугающих цифр на заправках.
Работает демпфер так. Государство компенсирует нефтяникам разницу между стоимостью топлива на внутреннем рынке и при поставках на экспорт. Сейчас последние выше, и есть соблазн отправлять бензин и солярку за пределы России. А вот в ситуации, когда внутренние цены вдруг окажутся выше внешних, то уже нефтяники будут обязаны вернуть разницу государству.
Но даже при самом позитивном раскладе цифры на стелах у АЗС продолжат меняться. Как минимум – на размер официальной инфляции.
Продажи новых автомобилей в России после двух лет роста пошли вниз. В мае просадка составила 6,7%, за первые пять месяцев – 2,2%. Понятно, что спрос нуждается в стимулировании и самостоятельно пока расти не может. В правительстве в очередной раз продлили действие программ господдержки. С 1 июля покупателям доступны 10 миллиардов из бюджета в качестве субсидий. Как и последние пару лет, программы адресные – «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». На них пустят шесть миллиардов, оставшиеся четыре адресованы предпринимателям, берущим коммерческую технику в лизинг.
В этом году программы перезапускали с 1 марта. И в первый же месяц они обеспечили 12,9% продаж от общего объема рынка, помогли реализовать 63 тысячи машин. Участники рынка отмечают: в марте зафиксирован плюс в 1,8%, а вот в мае, когда поддержки уже не было, вышел серьезный минус. По прикидкам, второй этап даст еще 75 тысяч продаж. Если примеряетесь к приобретению недорогого автомобиля отечественной сборки – самое время отправиться к дилеру. Выделенные деньги заканчиваются быстро, и тогда придется платить полную стоимость.
С начала июля должен был вступить в силу ГОСТ 33670 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». В документе прописаны правила легализации тюнинга. Для этого необходимо предоставить машину в аккредитованную техническую лабораторию. Но наших законотворцев все-таки настигло понимание очевидного: этих фирм на всю страну катастрофически мало. Регламент притормозили на год, за который должна быть создана необходимая инфраструктура.
Есть большие сомнения, что достаточное количество сертификационных ресурсов появится даже за год. А раз так, возможен очередной перенос. Кроме того, и в нынешней формулировке документ неидеален. По сути, вряд ли он облегчит жизнь автомобилистов, и регистрация сделанных изменений так и останется хождением по кругам ада.
На 1 июля 2020 года также перенесен запрет на ввоз праворульных автобусов, грузовиков и спецтехники. Не исключено, что за следующие 12 месяцев его пересмотрят, а вот в какую сторону – ослабления или ужесточения – большой вопрос.
И последнее. С 1 июля страховые компании обязаны прямо указывать на своем сайте, если они по каким-то причинам перестали оформлять ОСАГО, и на портале должны быть закрыты все соответствующие разделы. Это может случиться, если превышен лимит проданных полисов, который установлен правилами страховой деятельности, Центробанк отозвал, приостановил или ограничил действие лицензии на ОСАГО, а также в других случаях, предусмотренных правилами работы объединения страховщиков.